Анатолий ВасильевРежиссер, педагог, заслуженный деятель искусств России.
Окончил химический факультет университета в Ростове-на-Дону, в 1973 году — режиссерский факультет ГИТИСа (курс М. О. Кнебель и А. А. Попова), поставив дипломный спектакль «Сказки старого Арбата» А. Н. Арбузова (1972).
Придя после института в 1973 году в МХАТ, под руководством О. Н. Ефремова репетировал в качестве режиссера-стажера спектакль «Соло для часов с боем» О. Заградника с М. М. Яншиным, Б. Я. Петкером, А. Н. Грибовым, О. Н. Андровской, М. И. Прудкиным.
В качестве второго режиссера, режиссера-ассистента или руководителя постановки участвовал в работе над спектаклями МХАТ «Медная бабушка» Л. Г. Зорина (1975), «Нина» А. Кутерницкого (1976), «Путь» А. Ремеза (1981).
Ряд ярких и многообещающих замыслов мхатовской поры остался неосуществленным: «Святая святых» И. Друцэ (1975), «Король Лир» У. Шекспира в переводе О. П. Сороки с А. А. Поповым в роли Лира (1982), «О, счастливые дни» С. Беккета с М. И. Бабановой в роли Винни (1982). Не увидела зрителя и постановка «Виндзорских насмешниц» Шекспира с Е. П. Леоновым в роли Фальстафа в театре им. Ленинского комсомола (1981).
В начале своей режиссерской карьеры осуществил несколько постановок в провинции: «Женщина за зеленой дверью» Р. Ибрагимбекова (Уфа, 1974) и мюзикл Дж. Германа по либретто М. Стюарта «Хэлло, Долли!» (Ростов-на-Дону, 1976); десятилетие спустя выпустил спектакль «Вариации феи Драже» Кутерницкого в рижском ТЮЗе (1987).
В 1977-1982 годах — режиссер театра им. К. С. Станиславского, возглавляемого в те годы Поповым. Поставленные здесь спектакли — первый вариант «Вассы Железновой» М. Горького (1978) и «Взрослая дочь молодого человека» В. И. Славкина (1979) выдвинули Васильева в лидеры поколения. В работе над этими постановками вокруг режиссера сплотился круг артистов-единомышленников, продолживших сотрудничество с ним и в последующие годы, — Л. Полякова, Б. Романов, Ю. Гребенщиков, А. Филозов, В. Бочкарев.
Вынужденный в 1982 году покинуть театр им. Станиславского, Васильев на предоставленной ему Ю. П. Любимовым малой сцене театра на Таганке на протяжении трех лет репетирует и в 1985 году выпускает спектакль по пьесе Славкина «Серсо». К группе артистов Васильева примкнули известные киноактеры Н. Андрейченко и А. Петренко. Значительность новой постановки режиссера для театрального искусства подтвердили и критики, и публика.
С начала 1980-х годов параллельно с режиссерско-постановочной деятельностью преподает на Высших режиссерских курсах, во ВГИКе и на режиссерском факультете ГИТИСа.
В 1987 году в Москве среди шести новых театров открывается «Школа драматического искусства» Анатолия Васильева, первым спектаклем которой стали «Шесть персонажей в поисках автора» Л. Пиранделло (1987), в котором были заняты гитисовские ученики Васильева Ю. Альшиц, Н. Коляканова, И. Томилина, Гр. Гладий, Н. Чиндяйкин и другие. Спектакль много и триумфально гастролировал, участвовал во множестве международных фестивалей.
С годами Васильев, во многом ориентирующийся на опыт Е. Гротовского, все более разворачивается от репертуарного театра к лабораторным исканиям, декларируя идеи постоянного профессионального обновления, поиска новой театральной эстетики, возрождения самой культуры театра: «Концепция театра-лаборатории дает возможность ежедневного… эксперимента. Концепция театра-школы расширяет границы поиска, делает этот процесс по сути эволюционным». За время существования «Школы драматического искусства» в результате учебных семинаров и лабораторных поисков были продемонстрированы (весьма узкому кругу лиц) спектакли, вечера, представления, открытые репетиции, посвященные одному автору, или произведению, или теме.
Спектакли в «Школе драматического искусства»: «Шесть персонажей в поисках автора» Л. Пиранделло (1987) «Сегодня мы импровизируем Пиранделло» (1990) «Фьоренца» и «Иосиф и его братья» Т. Манна (оба 1993) «Амфитрион» Мольера (1994) «Плач Иеремии» В. Мартынова (1996) "Дон Жуан, или «Каменный гость» и другие стихи (1998) «К***» (1999) и «Моцарт и Сальери» (2000) Пушкина «Медея-материал» Х. Мюллера (2001)
Постановки за рубежом: «Маскарад» М. Ю. Лермонтова (Комеди Франсэз, Париж, 1992) «Дядюшкин сон по Достоевскому» (Художественный театр, Будапешт, 1994) «Пиковая дама» П. И. Чайковского (Немецкий Национальный театр, Веймар, 1996) «Без вины виноватые» А. Н. Островского (Театр им. Э. Сиглигети, Солнок, 1998) “Амфитрион” Мольера (“Комеди Франсез”, Париж, 2002) “Тереза-философ” Жан-Батиста Аржана (Театр “Одеон”, Париж, 2002-2007) “Медея” Еврипида (Греция, Эпидавр, Epidaurus Ancient Theatre, 2008) “Целые дни напролёт под деревьями” по пьесе М. Дюрас (Театр в Капошваре совместно с Народным театром в Будапеште, 2009) “Музыка”, “Вторая музыка” (1965—1985) (La Musica, La Musica deuxième, 1965—1985) по пьесам М. Дюрас (театр “Комеди Франсез”, Париж, 2016)
В 2017-м поставил “Старик и море” Эрнеста Хемингуэя в рамках XIII Международного театрального фестиваля имени А. П. Чехова (совместно с Театром имени Е. Вахтангова).
В июне 2023 года на Малой сцене МХТ имени А. П. Чехова состоялась открытая репетиция рабочей версии спектакля по пьесе Кольтеса «Западная пристань» — «Западная пристань. Диалоги. Репетиция».
Призы и награды Кавалер ордена искусства и литературы (Франция, 1989). Лауреат премий: имени К. С. Станиславского (1988), критиков Европы «Новая театральная реальность» (Италия, Таормина, 1990), «Хаос» — премия Пиранделло (Италия, Агридженто, 1992), Фонда им. К. С. Станиславского «За вклад в развитие театральной педагогики» (1995), «Золотая маска» (1997, 2002), Государственной премии РФ (1999), «Триумф» (2001). В 2005 году удостоен звания кавалера французского Ордена Академических Пальм за особые заслуги в области просвещения и награжден медалью и премией «Ad Nuntius Europea / Вестнику Европы» им. Н. М. Карамзина в номинации «За достижения в литературе, искусстве и культуре». |
Альцест
Анатолий Васильев
Постановка
Анатолий Васильев |