Авангард ЛеонтьевВ 1968 году окончил Школу-студию МХАТ (курс П. Массальского) и был принят в труппу театра «Современник», руководимого О. Ефремовым.
Сыграл Алешку («На дне»), Альберта («С вечера до полудня»), Мишу («Вечно живые»), Балалайкина и Прудентова («Балалайкин и К°»), Шута («Двенадцатая ночь»), Сухонького («А поутру они проснулись»), Бобчинского («Ревизор»), Толю и Пьеро («Квартира Коломбины»), Гаева («Вишневый сад»), Мишу («Мы едем, едем, едем…»), Ретроградного черта («Карамазовы и ад»), Альфреда Дуллитла («Пигмалион») и др.
В 2004 г. принят в труппу Художественного театра. Сыграл Ричарда Уилли в «№ 13» (реж. В. Машков), Клеанта в «Тартюфе» (реж. Н. Чусова), Хозяина в «Яйце» (реж. М. Чегер), Дергачева в «Последней жертве» (реж. Ю. Ерёмин), Силу Ерофеича Грознова в «Правда — хорошо, а счастье лучше» (реж. А. Огарёв), Соломона Шапиро в «Заговоре чувств» (реж. С. Женовач). Играет Аркадия Счастливцева в «Лесе» (реж. К. Серебренников), Акакия Акакиевича Башмачкина в «Шинели» (реж. А. Коваленко), Директора школы в «Космосе» (реж. Н. Григорьева), Серебрякова в «Дяде Ване» (реж. Д. Азаров), принимает участие в спектакле Ю. Стоянова «Игра в Городки» и литературно-музыкальном вечере «Истории любви» (реж. Г. Ковалёв).
В Театре п/р О. Табакова сыграл заглавную роль в спектакле «Полоумный Журден. Мольериана», которым в 1987 г. открылся театр. Играл Крутицкого в постановке О. Табакова «На всякого мудреца довольно простоты». Сейчас играет Жевакина в «Женитьбе» (реж. О. Тополянский) и Эйнштейна в спектакле В. Машкова «Ночь в отеле». Сыграл Чичикова в спектакле Центра имени Вс. Мейерхольда «Нумер в гостинице города NN» (реж. В. Фокин; Государственная премия РФ за 1994 г.; премия международного театрального фестиваля «Контакт-95», Торунь, Польша); Шуйского в «Борисе Годунове» (реж. Д. Доннеллан, МКТС); Арнольфа в спектакле МХАТ имени А. П. Чехова «Урок женам» (реж. М. Ефремов), Людовико Нота в «Обнаженные одеваются» в Театре им. А. С. Пушкина (реж. Р. Козак), Бартоло в «Фигаро. События одного дня» в Театральной компании Евгения Миронова (реж. К. Серебренников), Оливера Ларсена в «Иранской конференции» (реж. В. Рыжаков), Фому Опискина в спектакле «Страсти по Фоме» (реж. Е. Марчелли) в Театре Наций.
Снимался в фильмах: «Утомленные солнцем», «Несколько дней из жизни И. И. Обломова», «Очи чёрные», «Солнечный удар» (реж. Н. Михалков), «Смешные люди» (реж. М. Швейцер), «Маленькие трагедии» (реж. М. Швейцер), «Ревизор» (реж. С. Газаров), «Пятый угол» (реж. С. Газаров), «Гражданин начальник» (реж. Н. Досталь), «Тайна Эдвина Друда» (реж. А. Орлов), «Домби и сын» (реж. Г. Волчек, В. Фокин), «Нумер в гостинице города NN» (реж. В. Фокин), «Русская игра» (реж. П. Чухрай), «Адъютанты любви» (реж. М. Макеев), «Герой нашего времени» (реж. А. Котт), «Охотники за бриллиантами» (реж. А. Котт) и других.
В 1987 году совместно с О. Табаковым поставил спектакль «Полоумный Журден. Мольериана» в театре-студии п/р О. Табакова. Там же поставил спектакль «Прищучил» (редакция 1991 года с Е. Мироновым, М. Зудиной, А. Золотницким, А. Моховым) и спектакль «Не все коту масленица» в 1999 году. Со студентами Школы-студии МХАТ (курс О. Табакова) в 1989 году поставил дипломный спектакль «Предложения» по А. Чехову и В. Соллогубу, принятый в репертуар МХАТ им. А. П. Чехова. Как ассистент режиссёра работал с Н. Михалковым над спектаклем «Механическое пианино» (театр «Арджентино», Рим, 1987) и с А. Кончаловским над спектаклем «Чайка» (театр «Одеон» — Театр Европы, Париж, 1988-1989 г.).
С 1976 года в ГИТИСе и с 1985 года в Школе-Студии МХАТ преподавал на руководимых О. Табаковым курсах, составивших ядро труппы Московского театра под руководством О. Табакова. Среди учеников: Е. Майорова, И. Нефедов, А. Селиверстов, М. Зудина, С. Газаров, С. Беляев, А. Марин, В. Машков, Е. Миронов, А. Мохов, А. Серебряков, А. Смоляков, Н. Тимохина, М. Хомяков, А. Бурыкин, И. Гордина, Ф. Янковский.
С 1989 г. по 2001 г. руководил актерскими курсами в Школе-Студии МХАТ, подготовив три выпуска. Среди учеников: А. Хованский (театр «Современник»), Д. Суханов, С. Климов, Е. Тимченко (театр «Сатирикон»), С. Карякин, И. Карева (театр им. Н. В. Гоголя); Ю. Анпилогов, Е. Медведева (театр А. Джигарханяна), И. Беляева, А. Бурханова (театр им. М. Н. Ермоловой), Н. Житкова, А. Кондаков (театр “Etcetera”); А. Ефимов (театр на Малой Бронной); О. Судзиловская (театр им. В. Маяковского); Д. Фекленко, Д. Щербина (театр им. Моссовета), С. Шнырев, Я. Колесниченко (МХАТ им. А. Чехова), В. Давиденко (театр у Никитских ворот); К. Громова (Новый драматический театр); А. Анисимов, А. Дадонов, Р. Смолин (театр им. А. С. Пушкина); А. Заворотнюк, И. Петров, М. Салакова (театр п/р О. Табакова); в антрепризах, кино, телесериалах работают М. Говорова, И. Денисов, М. Дрозд, А. Зуев, Н. Ковалева, К. Кузнецова, Н. Лукеичева, Е. Пазенко, Д. Петухов, И. Смирнов.
Авангард Леонтьев – мастер звучащей литературы. Ещё в молодые годы артистом были подготовлены сольные чтецкие программы в режиссуре выдающегося чтеца, народного артиста СССР Д. Журавлёва: «Детство» М. Горького, «Фазиль Искандер. Рассказы», «Сашка» В. Кондратьева. В последние годы артист выступает с новыми программами «Собранье острых слов» /М. Ю. Лермонтов, Д. Самойлов, А. К. Толстой/ (2012), «Шедевры русской прозы. Л. Толстой, Н. Лесков» (2013), «Могучее веселье» /рассказы И. Бабеля/ (2014), «Привилегии дамского пола» /рассказы А. Чехова/ (2015), «Пушкин. Участь моя решена» (2017). Премьеры программ состоялись в МХТ в рамках цикла мхатовских вечеров «Действующие лица».
Лауреат Премии Олега Табакова (2011), Премии Корша (номинация «Мастерство», 2024). |
Крутицкий
Авангард Леонтьев |