Давид Боровский(2 июля 1934, Одесса, СССР — 6 апреля 2006, Богота, Колумбия)
Театральный художник. Народный художник России (1994).
В 1947—1950 гг. учился в средней художественной школе (Киев), затем работал художником-исполнителем в Киевском русском драматическом театре имени Л. Украинки. Там же — первая работа Боровского в качестве художника-постановщика: декорации и костюмы к пьесе Э. Де Филиппо “Ложь на длинных ногах” (1956, реж. И. Молостова) и последующие спектакли, среди которых “На дне” М. Горького (1963, реж. Л. Варпаховский), “Большевики” М. Шатрова (1967, реж. И. Молостова). Первый спектакль Боровского на оперной сцене — также в Киеве (“Катерина Измайлова” Д. Шостаковича, 1965, совместно с В. К. Клементьевым).
Первый спектакль в Москве — “Хочу быть честным” В. Войновича (1967) — в Театре им. Станиславского. В 1967 — 1968 гг. Боровский — главный художник этого театра. В 1967 г. приглашен Ю. Любимовым для работы над спектаклем “Живой” (“Из жизни Федора Кузькина”) Б. Можаева. Руководители органов культуры в 1968 г. спектакль запретили, и он был показан через 20 с лишним лет. Первая работа Боровского, которую увидели зрители Театра драмы и комедии на Таганке, — “Мать” М. Горького (1969, реж. Ю. Любимов). Среди спектаклей, осуществленных Боровским с Любимовым на сцене этого театра, —“Гамлет”, “А зори здесь тихие”, “Дом на набережной”, “Обмен”, “Мастер и Маргарита”, “Владимир Высоцкий”, “Преступление и наказание”, “Борис Годунов”. С 1973 г. Боровский — главный художник Театра на Таганке. С Любимовым Боровский осуществил в 80—90-х гг. ряд оперных и драматических спектаклей в театрах Италии, Германии, США и других стран.
Присущее искусству Боровского обостренное чувство жизни, свободное владение условны¬ми формами, тонкая наблюдательность и памятливость на реалии быта, которые он любит включать во внебытовые контексты, режиссерское мышление, композиционное мастерство, безошибочный выбор фактур — все эти свойства художника проявились в спектаклях, оформленных им в МХАТ. Первый из них — “Дни Турбиных” М. Булгакова (1968, реж. Л. Варпаховский, с которым Боровский неоднократно работал). В 1975 г. с А. Эфросом выпускает “Эшелон” М. Рощина. Боровский построил на сцене “скелет” товарного вагона, в котором в годы войны люди эвакуировались на Восток. По горизонтальным металлическим рельсам ходила обычная (знакомая не только эвакуированным, но и зэкам) дверь товарняка — грязноватый, красно-рыжий дощатый щит с казенной белой маркировкой, полу¬стертыми пометками мелом и т.п. Секрет “скелета” и почерк Боровского в том, что горизонтали были натуральными железнодорожными рельсами, а центральные вертикали — придорожными телеграфными столбами, потемневшими от мазута, с белыми фарфоровыми изоляторами. Меж ними, поддерживаемые деревянными стойками, — нары. На них люди в поразительно точно вспомненных одеждах военных лет и со столь же точно найденными немногочисленными бытовыми вещами тех времен.
В спектакле “Иванов” Чехова в постановке О. Ефремова Боровский дал самое, вероятно, суровое сценографическое решение этой пьесы. Он создал единую и постоянную среду, особую смесь экстерьера (цен¬тральная часть) и интерьера (боковые крылья) помещичьего дома, суховатым каре ограничивающего пустую площадку сцены (несколько подушек на ступенях вместо мебели). Пусто. Гулко. Неуютно. Словно строил эту декорацию сам герой пьесы — Николай Алексеевич Иванов. Чем-то неуловимо эта архитектура напоминала симовские декорации к первым постановкам Чехова на этой сцене — пропорциями, цветом. И острым ощущением мертвенности, необратимости умирания усадьбы: сухие стебли какого-то растения густо увивали колонны, фронтон, стены дома, пожирая его и вызывая острое чувство тоски…
Во МХАТ оформил 12 спектаклей. Кроме названных: “Утиная охота”, “Все кончено”, “Наедине со всеми”, “Серебряная свадьба”, “Тамада”, “Колея”, ”Нули”, “Учитель словесности”, “Вишнёвый сад”. В 2002 году Боровский стал главным художником МХАТ.
На драматических и оперных сценах России, Италии, Германии, Венгрии, Франции, Финляндии и США поставил около 150 спектаклей. Неоднократно был участником Пражской квадриеннале (Золотая медаль 1971 г. и Гран-при 1975 г.), лауреат Государственной премии РФ (1998), Национальной премии «Триумф» (1994), многочисленных отечественных и зарубежных премий.
А. Михайлова |
Художник-постановщик
Давид Боровский |