Ангелина Степанова(23.11.1905, Ново-Николаевск — 17.05.2000, Москва)
Народная артистка СССР (1960).
В МХАТ вступила в 1924 г., окончив школу Третьей студии. Первые шаги делала под руководством Станиславского, который работал с нею над ролью Мэри в спектакле «Битва жизни» по Диккенсу при переносе его со школьной сцены в МХАТ. В 1925 г. в спектакле «Горе от ума» она играла Софью со Станиславским — Фамусовым. Так же близки были ее контакты с режиссурой Немировича-Данченко. В творчестве Степановой, верной их урокам, можно проследить и воздействие вахтанговской традиции: не отделяя себя от персонажа, актриса идет на заострение образа; глубину психологии она сочетает с четкостью смелого рисунка. Ей свойственна сосредоточенность и неуклонность в том, как она ведет тему, будь то тема роли Бетси Тверской, с ее холодным и развращенным жизнелюбием («Анна Каренина», 1937) или тема роли Ирины из «Трех сестер», в которой Степанова жила беспокойным ожиданием и обманувшейся верой в будущее (1940). Создаваемые ею сценические портреты отточены и нередко язвительны (Мариэтт в «Воскресении» по Толстому, 1930; Бетси в «Плодах просвещения», 1951; Калерия в «Дачниках» Горького, 1953); в лирических ролях (Маринька, «Николай I и декабристы», 1926; Ивонна, «Продавцы славы» Паньоля и Нивуа, 1926; Аня, «Вишневый сад», 1928; Зинаида, «Дядюшкин сон» по Достоевскому, 1938) актриса была чужда сентиментальности и внутренне действенна. Даже роли, которые она получала в порядке ввода, сохраняли навсегда отпечаток ее индивидуальности и трактовки (как случилось с ролью графини, которую Степанова играла в «Женитьбе Фигаро» после Сластениной). Степановой было дано чувство жанра пьесы: старинной мелодрамы (Генриэтта, «Сёстры Жерар» В. Масса по мелодраме Деннери и Кормона, 1927), салонной комедии (Гертруда, «Идеальный муж» Уайльда, 1945). Ей было дано и разгадывать то, что Станиславский называл «характерностью автора»: она шла от творческой личности Горького, играя Шурку в «Егоре Булычёве» (1934); находила разгадку патетичной и непосредственной театральности Корнейчука (Лида в «Платоне Кречете», 1935). Её мощное актёрское создание — королева Елизавета в «Марии Стюарт» (1957) — было одновременно и разрешением проблемы «Шиллер и Художественный театр».
Мастер ансамбля с первых своих шагов, Степанова в поздних работах увлекается искусством дуэтов. В партнёрстве с Кторовым она создала роль Патрик Кемпбелл («Милый лжец» Килти, 1962), вновь явив основные свойства своего дарования: чувство сценической формы, аналитичность, элегантную сдержанность, скрытый лиризм и юмор. В «Живом трупе» (1982) особое значение имела дуэтная сцена Степановой и Прудкина. На дуэт Степановой с Бабановой был рассчитан спектакль «Всё кончено» Олби (1979).
До поздних лет безупречно сохраняя форму, сыграла принцессу Космонополис в «Сладкоголосой птице юности» Т. Уильямса (1975), г-жу Пернель в «Тартюфе» (1981), мать в «Серебряной свадьбе» (1985), Лику в «Московском хоре» (1988).
Блистательная и драматичная личная жизнь этой актрисы могла бы дать материал и романисту, и историку. Вышедшая в свет под редакцией и с комментариями её биографа В. Я. Вульфа переписка Степановой со знаменитым ссыльным драматургом Николаем Эрдманом приоткрывает лишь одну из страниц её биографии.
Инна Соловьёва |
Любовница
Ангелина Степанова |