Татьяна Лаврова(7.6.1938, Москва – 16.5.2007, Москва)
Актриса. Народная артистка РСФСР (1988).
Фамилия при рождении Андриканис.
Ученица В. Я. Станицына, она окончила Школу-студию в 1959 г.; выделялась даже в этом выпуске, богатом сильными и новыми для сцены индивидуальностями (ее соученики — Е. Ю. Миллиоти, Г. И. Морачева, А. Б. Покровская, А. С. и Е. Н. Лазаревы, В. М. Невинный, А. В. Ромашин, А. Л. Филозов и др.). Была принята в МХАТ. Лаврова была призвана воплотить тип юной женщины 60-х годов с ее жесткостью и с ее тайной беззащитностью. Естественно, что для “Чайки”, которую задумывали как попытку обновления родной сцены (1960), на роль Нины Заречной потребовалась именно эта чарующая новая актриса, с легкостью и непредвиденностью ритмов и душевных реакций, с огромными темными глазами (“безнадежные карие вишни”, — как описывал их поэт). Впрочем, “Чайка” не выполнила той миссии, которую возлагали на нее постановщики. Куда полнее раскрылся резкий лиризм и необычность внутренней техники актрисы в пору ее пребывания в “Современнике”, куда она пришла в 1961-м и где стала одной из любимейших актрис поколения (роли Гитель Моска в пьесе Гибсона “Двое на качелях”, Дороти в “Пятой колонне” Хемингуэя, Лавра в “Эшелоне” Рощина, Полина Андреевна в “Чайке”, Раневская в “Вишневом саде”). Так же существенны для эпохи были ее работы в кинематографе начала 60-х гг. (Леля в “Девяти днях одного года” М. Ромма и др.). В 1978 г. вновь вступила в труппу МХАТ, заняв здесь ведущее положение (Аркадина в “Чайке”, 1980; Наташа, “Наедине со всеми” Гельмана, 1981; Аглая, “Серебряная свадьба” Мишарина, 1986; Люба, “Московский хор” Петрушевской, 1988; Надежда Монахова, “Варвары” Горького, 1989; миссис Гофорт, “Молочный фургон не останавливается больше здесь” Уильямса, 1993; графиня Брюс, “За зеркалом” Греминой, 1994; Катя, “Мишин юбилей” Гельмана и Нельсона, 1994; графиня Изабелла, «Венецианский антиквар» К. Гольдони, 2000; Графиня, «Нули» П. Когоута, 2002; Паула, «Кошки-мышки» И. Эркеня, 2004). Лаврова часто строила свои роли как этюды “о свойствах страсти”. В поздних работах ее интересовали изломы психологии, творческая манера отличалась нервностью, подвижностью, средства часто были близки гротеску.
Инна Соловьёва |
Ирина
Татьяна Лаврова |