Ростислав ПляттРодился 30 ноября (13 декабря) 1908 в Ростове-на-Дону в семье адвоката. С 1916 жил в Москве, учился в Девятой школе МОНО имени Томаса Эдисона, куда часто приезжали со спектаклями артисты 2-й и 4-й Студий МХАТа. В 1926 поступил в театральную студию Ю. А. Завадского на Сретенке, в 1927 переименованную в Театр-студию под руководством Завадского. В том же 1927 состоялся дебют Плятта в спектакле «Простая вещь» (по рассказам Б. Лавренева), где он сыграл Человека в пенсне и Офицерика на вечеринке. Актер удачно показался в «Ученике дьявола» Б. Шоу (1933) и «Школе неплательщиков» Л. Вернейля (1935). В 1936 Плятт вместе с театром Завадского переехал в Ростов-на-Дону из-за отсутствия подходящего помещения в Москве. На ростовской сцене играл Болинброка («Стакан воды» Э. Скрипа, 1937), Скалозуба («Горе от ума» А. С. Грибоедов, 1937) и др. По-настоящему крупный успех имел его Фон Ранен («Дни нашей жизни» Л. Н. Андреева, 1938), роль, которая неожиданно обнаружила склонность актера к углубленному, психологически тонкому раскрытию характера. До этого Плятт был признанным комедийным эксцентрическим актером, создавал образы, отличавшиеся острым внешним рисунком, ярко подчеркнутой характерностью. В 1938 Плятт вернулся в Москву и до 1941 работал в Театре им. Ленинского комсомола, где создал значительный образ Крогстада («Нора» Ибсена, 1939). Писатель К. Симонов отметил артиста как единственного и неповторимого исполнителя Бурмина («Парень из нашего города», 1941), а позже Васина («Русские люди», 1942). Проработав в Московском театре драмы с 1941 по 1943, Плятт вернулся к Завадскому и остался до конца верным Театру им. Моссовета. За долгие годы работы он выступал в самых разных по масштабу и жанрам ролях. В его репертуаре эксцентрические Болинброк («Стакан воды» Скриба, 1945) и Нинкович («Госпожа министерша» Б. Нушича, 1946), чеховские Тапёр (по рассказам А. П. Чехова,1944) и Дорн («Чайка», 1945), современные Гарри Смит («Русский вопрос» Симонова, 1947) и Добротворский («Закон чести» А. Штейна, 1948), классические Казарин («Маскарад» М. Ю. Лермонтова, 1952) и Яропегов («Сомов и другие» М. Горького, 1954), снова Крогстад («Нора» Ибсена, 1959) и др. С каждым годом в искусстве Плятта все значительнее определялась психологическая разработка персонажей. В 1964 Плятт сыграл интеллектуально острый характер Бернарда Шоу («Милый лжец» Килти) и Цезаря («Цезарь и Клеопатра» Шоу). Вершиной его сценической деятельности в 1960-е годы стал образ старика Купера («Дальше — тишина» В. Дельмара, 1969). Мастер тонких, необычайно выразительных средств, в 1970-е годов он создал интересную портретную галерею: писатель Лавренев («Поющие пески» А. Штейна, 1972), Постоянно действующий персонаж («Возможны варианты» В. Азерникова, 1975), генерал Фицбатресс («На полпути к вершине» П. Устинова, автор пьесы, увидевший эту работу очень высоко ее оценил), Старорежимное Лицо («Версия» Штейна, 1977), Федор Карамазов («Братья Карамазовы» по Ф. М. Достоевскому, 1979) и др. В восьмидесятые годы, в связи с перенесенной тяжелой травмой, Р. Я. Плятт реже выходил на сценические подмостки. Тем не менее, его исполнение центральных ролей в спектаклях «Суд над судьями» Э. Манна (Хейвуд) и «Последний посетитель» В. Дозорцева (Посетитель) — приносило огромную радость зрителям. С 1931 Плятт работал на радио. Особый тембр его голоса, проникновенные интонации, перемежающиеся ироническими и комическими возгласами, завораживали не одно поколение радиослушателей. С 1938 он снимался в кино: Холостяк («Подкидыш», 1939), Янек («Мечта», 1940), завхоз Бубенцов («Весна», 1947), Грин («Убийство на улице Данте», 1956), аферист Кока («Судьба резидента», 1970), Алексей Борисович, тесть («Послесловие», 1983) и др. Артист яркой творческой индивидуальности был востребован и телевидением, неоднократно принимал участие в телеспектаклях и телефильмах: Яминг («Возмездие» Л. Кручковского, 1964), граф Любин («Провинциалка» И. С. Тургенева, 1970), пастор Шлаг («Семнадцать мгновений весны» Ю. Семенова, 1973), Грюджиус («Тайна Эдвина Друда», 1980) и др. Умер Плятт в Москве 30 июня 1989. |
Барклей Купер
Ростислав Плятт |