Михаил Яншин(20 октября [02 ноября] 1902, Юхнов Смоленской губ.- 16 декабря 1976, Москва)
Актер.
Родился в семье банковского служащего. Учился в Комиссаровском техническом училище (Москва), в Высшем техническом училище (один год). В августе 1922 г. поступил в школу Второй студии, а осенью 1924 г. вместе с основным составом студии принят в МХАТ и его школу. Во Второй студии и в первые годы в театре Яншин в основном вводился на эпизодические роли, участвовал в массовых сценах. Так было до октября 1926 г., когда Яншин сыграл в «Днях Турбиных» роль Лариосика — кузена Турбиных, приехавшего из Житомира в охваченный бурями революции Киев.
Накануне премьеры И. М. Москвин сказал безвестному молодому человеку:"Завтра ты проснешься знаменитым артистом''. Так это и произошло. Когда встал вопрос о необходимости введения дублеров, Станиславский написал в протоколе заседания Репертуарно-художественной коллегии МХАТ: «Бывают роли (такова роль у Яншина), которые так сливаются с данной индивидуальностью, что становятся неотделимыми одно от другого. Роль Лариосика — такова в исполнении Яншина. Таких ролей трогать нельзя». При всем своеобразии дарования и ярко очерченной индивидуальности Яншин сполна принадлежал школе русского психологического реализма. Он достигал на сцене полного органического слияния с образом, о котором мечтал Станиславский, самыми простыми средствами, внешне почти не меняясь. При этом в его творчестве естественно сосуществовали комедийное и трагическое, ему не чужды были гротеск, ирония, фантастика и бытовая правда, задушевность.
В МХАТ Яншин сыграл 50 ролей. Для артиста Художественного театра это цифра немалая. Но из этих 50 более 20 были вводами и далеко не все они могли стать событием к жизни артиста. Свое место в истории театра Яншин определил фактически немногими ролями. Это трогательный и чудаковатый, поэтичный и смешной, бесконечно добродушный Лариосик; истый диккенсовский англичанин, детски доверчивый, темпераментный, по уши влюбленный в свою молодую жену, сэр Питер Тизл в «Школе злословия»; очень серьезный и деловитый садовник Антонио в «Женитьбе Фигаро»; мудрый, лукавый, реальный и совершенно сказочный доктор Гаспар в «Трех толстяках»; скромный провинциальный борец за справедливость Терентий Бублик в «Платоне Кречете». Подлинного внутреннего драматизма Яншин достигал в ролях Маргаритова в «Поздней любви» и Кузовкина в «Нахлебнике». Он вносил неповторимое в роли, исполнение которых до него уже имело в Художественном театре традицию, — так он играл «тихого», по-своему умного самодура Градобоева в «Горячем сердце», Вафлю в «Дяде Ване», Симеонова-Пищика в «Вишневом саде». Свою последнюю роль — Франтишека Абеля в пьесе «Соло для часов с боем» — Яншин (по выражению О. Ефремова) «играл исповедально». Здесь было то, что Станиславский называл «я есмь».
В жизни Яншин был очень азартным человеком, увлекался спортом, участвовал в конных соревнованиях и даже занимал призовые места. Среднего роста, рано располневший, со своеобразной хрипотцой в голосе, он обладал громадным актерским и мужским обаянием. Был три раза женат — на очаровательной Веронике Полонской, потом на известной актрисе театра «Ромэн» Ляле Черной (Н. С. Киселевой), с 1955 г. до конца жизни был мужем замечательной женщины — актрисы Театра им. Станиславского Н. В. Мейер.
С участием Яншина снято более 20 фильмов. Сам он считал созданные им колоритные образы в чеховских миниатюрах — «Свадьбе» (Нюнин), «Шведской спичке» (становой пристав), «Беззаконии» (Мигунов), «Мести» (Турманов), «Сапогах» (Муркин) — или Землянику в «Ревизоре», Борзикова в фильме «На подмостках сцены» — лишь отголоском своей актерской деятельности в МХАТ.
Около пяти лет Яншин возглавлял театр «Ромэн» (1937-1941). За этот короткий срок он повернул труппу от любительства к профессионализму. С 1950 по 1963 т. Яншин — главный режиссер Театра им. Станиславского. Но при всей широте деятельности и увлечений Яншина главная, определяющая линия его творческого и жизненного пути — артист Художественного театра.
И. Виноградская |
Франтишек Абель
Михаил Яншин |