Роберт СтуруаРоберт Стуруа — режиссер. Родился в Тбилиси 31 июля 1938. Окончил режиссерский факультет Тбилисского театрального института. С 1962 работает в Театре имени Шота Руставели. С 1979 — главный режиссер театра, с 1980 — его художественный руководитель. Уже студенческие работы Стуруа — «Господин Леонардо перед лицом реакции» и «Где тонко, там и рвется» — обнаружили талант и перспективность молодого режиссера. В 1965 на сцене театра имени Шота Руставели он поставил «Сейлемский процесс» А. Миллера, эта постановка принесла ему первый настоящий успех. Владение театральной формой обнаружилось в другом спектакле — «Мачехе Саманишвили» Д. Клдиашвили, сделанном им совместно с Т. Чхеидзе. Увлеченность Стуруа игровой стихией театра проявилась в спектакле «Ханума» — остроумном, веселом представлении, в котором реалистические комические персонажи органично существовали по правилам условной игры. В 1970-е годы появляется понятие «Театр Роберта Стуруа». В «Кваркаре» П. Какабадзе режиссер вставляет сцену из «Карьеры Артуро Уи» Б. Брехта. Начинается «брехтовский» период в его творчестве, «период тотального моделирования» действительности. Образ-маска, возникшая впервые в этом спектакле, была воплощена Рамазом Чхиквадзе. С этим артистом Стуруа сделал два своих блистательных спектакля: «Ричард III» У. Шекспира (1979) и «Кавказский меловой круг» Б. Брехта (1975), которые принесли ему мировую известность. «Кавказский меловой круг» в свое время побывал на Авиньонском фестивале и недавно был показан на гастролях в Москве. Несмотря на то, что спектаклю на тот момент было уже более 20 лет, в нем сохранился огромный заряд театральной энергии, он смотрелся не как музейная редскость из ушедшей театральной эпохи, а как факт настоящего, живого искусства. В 1980-е годы Стуруа много ставит: «Роль для начинающей актрисы» Т. Чиладзе (1980), «Синие кони на красной траве» М. Шатрова (1980), «Вариации на современную тему» Р. Стуруа, Л. Попхадзе, А. Варсимашвили (1981), «Похороны в Калифорнии» Р. Ибрагимбекова (1983) и т. д. Важным в его творческой биографии стал «Король Лир» (1987), главную роль в котором блистательно исполнил Рамаз Чхиквадзе. В этом спектакле проявилась склонность Стуруа к философской режиссуре, в которой карнавальное восприятие мира несло в себе ощущение трагического финала. В спектакле «Жизнь есть сон» Кальдерона (1992) «мир расширился, включив в себя метафизическую реальность». Затем был «Добрый человек из Сычуани» (1993). В 1994 Стуруа ставит «Евангелие от Иакова» по букварю Якова Семеновича Гогебашвили («Грузинская азбука», 1865). В 1996 вышел спектакль по лирико-мифологической драме «Ламара» Г. Робакидзе, в 1997 — «Что ж с того, что мокрая сирень» Л. Табукашвили, пользующийся популярностью у молодого зрителя. В 1998 он ставит с молодым режиссером Д. Сакварелидзе «Женщину-Змею» К. Гоцци. В том же году в Москве Стуруа выпускает «Гамлета» в «Сатириконе» с К. Райкиным в главной роли. В 2000 году в театре имени Шота Руставели он ставит три спектакля: «Человек ли он?» И. Чавчавадзе, «Двенадцатую ночь» и «Гамлета» Шекспира. Все эти спектакли были сыграны на гастролях в Москве. | ![]() Роберт Стуруа |