Георгий ТовстоноговГеоргий Александрович Товстоногов родился в Тбилиси в 1915 году. В 1938 окончил режиссёрский факультет ГИТИСа.
В 1938-1946 годах работал режиссёром Тбилисского русского театра им. Грибоедова, в 1946-1949 годах — в московском Центральном детском театре. В 1950 году переехал в Ленинград, где сперва был главным режиссёром Театра им. Ленинского комсомола.
В 1956 году Товстоногов возглавил ленинградский Большой драматический театр. Говорят, в театр, который до этого вел весьма посредственное существование, публика в буквальном смысле побежала. Вспоминают, что за билетами на премьеру люди занимали очередь глубокой ночью, а на все премьеры из Москвы приезжали битком забитые москвичами поезда.
Эпоху Товстоногова окрестили «золотой», а Большой Драматический того периода называют не иначе, как «эстетический оазис для ленинградской интеллигенции». Этот режиссер не ставил спектакли, он ими «выстреливал». «Идиот» 57-го года, «Варвары» 59-го, «Горе от ума», «Мещане», «Дядя Ваня», «На всякого мудреца довольно простоты» — каждая постановка была событием.
Георгий Товстоногов, говорят, не руководил театром, он им жил. Его боялись. Его любили. Под его началом в БДТ была собрана лучшая драматическая труппа страны, для которой он был диктатором. И в то же время, все — в глаза и за глаза, — называли его уменьшительно-ласкательно Гогой.
С 1962 года Товстоногов заведовал кафедрой режиссуры Ленинградского института театра, музыки и кинематографии, написал две важнейшие для российской театральной культуры книги по теории и практике режиссёрского творчества — «О профессии режиссера» (1965) и «Круг мыслей» (1972).
23 мая 1989 года в Большом Драматическом шел просмотр нового спектакля. Назначив день премьеры, Георгий Товстоногов попрощался с актерами, сел за руль своего автомобиля и отправился домой. Машина остановилась на площади Суворова и больше не тронулась с места. В этот день БДТ видел своего главного режиссера в последний раз. |
Постановка и оформление
Георгий Товстоногов |