Борис Львов-АнохинВ конце 40-х студент актерского факультета Ленинградского театрального института Львов-Анохин увидел спектакли А. Д. Попова в Театре Советской Армии и был покорен их «строгостью, гармоничностью, масштабной монолитностью замысла». Это решило его судьбу — он должен работать с Поповым, учиться у него режиссуре. Приехал в Москву и был принят. Играл, работал ассистентом режиссеров, изучал метод гениального Попова.
Уроки мастерства не сделали его эпигоном, начинающий режиссер выработал свой неповторимый стиль. И вот — самостоятельная постановка. Именно тогда, в середине 50-х, и зазвучало режиссерское имя Бориса Львова-Анохина.
Один за другим выходят его спектакли «Фабричная девчонка» А. Володина, «Средство Макропулоса» К. Чапека, «Профессия миссис Уоррен» Б. Шоу, «Добряки» Л. Зорина, «Любка-любовь» З. Дановской, «Каса маре» И. Друце, принесшие славу Театру Армии, открывшие новые возможности многих актеров, в первую очередь Л. Фетисовой, Л. Касаткиной, Н. Сазоновой и, конечно же, уникальной Л. Добржанской. Именно с Львова-Анохина начинается шествие по сценам страны пьес нынешних классиков драматургии А. Володина, Л. Зорина, И Друце. Тогда же Борис Александрович получает известность и как литератор — выпускает книги о балерине Г. Улановой и актере А. Бучме, издает работы по проблемам режиссуры. Ставит в «Современнике» пьесу А. Володина «Старшая сестра» с Л. Толмачевой, О. Ефремовым, А. Покровской — событийный спектакль, продержавшийся на сцене около десяти лет.
В 1963 году Борис Александрович становится главным режиссером Театра имени К. С. Станиславского, и «период Львова-Анохина» признается одним из самых интересных в его истории. Ставит «Материнское поле» Ч. Айтматова, «Анну» М. Ганиной, «Антигону» Ж. Ануя, «Палубу» Л. Зорина, «Однажды в двадцатом?» Н. Коржавина. При нем здесь утверждается целая актерская плеяда: Е. Леонов, Е. Урбанский, А. Филозов, А. Коренев, Ю. Гребенщиков, Е. Никищихина, О. Бран, М. Менглет, Л. Савченко, Л. Сатановский, Р. Быкова, Л. Полякова, Г. Бурков, В. Бочкарев. Издает еще две книги — «Людмила Фетисова» и «Анна Шелест». Окончательно избрав предметом своих театроведческих занятий балет, пишет труд «Новое в советском балете».
В 1969 году Борис Александрович оставляет театр и переходит на литературную деятельность. За десять последующих лет лишь изредка возвращается к режиссуре. Ставит два спектакля для звезд эстрады М. Мироновой и М. Менакера. Выпускает во МХАТе пьесу Э. Радзинского «О женщине» с Т. Дорониной, в Театре Армии — «Птенцы нашей молодости» И. Друце (совместно с Б. Морозовым).
В 1979 году соглашается на предложение М. Царева работать в Малом театре. И лучшими его спектаклями становятся здесь «Фома Гордеев» М. Горького с В. Бочкаревым, «Мамуре» Ж. Сармана и «Холопы» П. Гнедича с незабвенной Е. Гоголевой.
Новый театр Львов-Анохин возглавил в 1989 году. Коллектив вновь обретает устойчивый ритм работы, творческую уверенность, эстетическую целеустремленность. За «Орленка», «Опасные связи» и «Письма Асперна» в 1996 году Борис Александрович удостаивается Премии мэрии Москвы. В 1999 году он выпускает «Московские истории о любви и браке» по А. Островскому, и эта постановка становится последней в его жизни.
Кончина Бориса Александровича, последовавшая 14 апреля 2000 года, поставила точку во многих его планах. Не завершены книги. Осталась не поставленной и пьеса М. Рощина «Каприз Фортуны» — премьера намечалась на начало 2001 года, к 25-летию Нового театра. |
режиссер-постановщик
Борис Львов-Анохин |