Время ближайшей трансляции будет скоро объявлено

Александр Сухово-Кобылин

Сухово-Кобылин, Александр Васильевич (1817-1903), русский драматург. Родился 17(29) сентября 1817 в Москве. Принадлежал к старинному дворянскому роду, его предки играли заметную роль при дворе Ивана Грозного. Отец, подполковник артиллерии, участвовал в Отечественной войне 1812 и взятии Парижа. До семнадцатилетнего возраста Сухово-Кобылин воспитывался и обучался дома, потом учился на физико-математическом отделении философского факультета Московского университета. Во время учебы дружил с А. И. Герценом, Н. П. Огаревым, К. С. Аксаковым. Под влиянием Герцена начал заниматься литературой, но особенно увлекался философией Гегеля. В 1838 за конкурсное сочинение «О равновесии гибкой линии с приложением к цепным мостам» был награжден золотой медалью и правом выбрать место дальнейшей службы. По совету родителей уехал за границу, где продолжил занятия философией в университетах Гейдельберга и Берлина, путешествовал по Европе, жил в Риме и Париже.
Годы 1843-1849, по словам самого Сухово-Кобылина, он «провел в Париже и Москве в светской жизни». Все это время служил в канцелярии московского губернатора в чине коллежского секретаря, а затем титулярного советника. В 1848 принял от отца управление всеми родовыми имениями и поселился в селе Кобылинка Тульской губернии. Приступил к переводу трудов Гегеля, одновременно пытаясь создать собственную философскую систему. В 1899 при пожаре имения сгорели рукописи Сухово-Кобылина, в том числе переводы Гегеля.
В ноябре 1850 была убита гражданская жена Сухово-Кобылина француженка Луиза Симон-Деманш, и в обществе прокатилась волна нелепых слухов. По одному из них Сухово-Кобылин был обвинен в убийстве и арестован. Уголовное дело тянулось семь лет, вплоть до 1857, когда Государственный Совет с подтверждающей резолюцией Александра II принял решение приговорить Сухово-Кобылина к церковному покаянию за любовную связь. За это время обвиняемый дважды сидел в тюрьме, испытал на себе все ужасы чиновничьего произвола. Невиновность драматурга была точно установлена только в XX в. путем архивных исследований. 
Несправедливое обвинение подтолкнуло Сухово-Кобылина к главному делу его жизни. Он стремился доказать себе и окружающим, что может быть не только знатоком философии и жизни, но и творцом. В «минуты, свободные от философских занятий», Сухово-Кобылиным была создана первая пьеса — комедия «Свадьба Кречинского» (1854).
Сухово-Кобылин признавался, что «самим созданием этих пьес обязан философии». Как драматург художественно иллюстрировал свой пессимистический историко-философский взгляд на Россию. Драматическая судьба заставляла его не только как профессионального литератора и философа, но и как честного человека сказать слово правды о преступности государственной машины. Свою вторую пьесу — драму «Дело» (1861) автор предварил обращением «К публике», в котором писал: «Предлагаемая здесь публике пьеса „Дело“ не есть, как некогда говорилось, Плод Досуга, ниже, как ныне делается, Поделка литературного Ремесла, а есть в полной действительности сущее, из самой реальнейшей жизни с кровью вырванное дело».
В 1869 была написана третья пьеса — комедия-шутка «Смерть Тарелкина», завершающая трилогию, которую в этом же году автор издал под общим названием «Картины прошедшего». Объединяя пьесы в трилогию, Сухово-Кобылин подчеркнул их внутреннее единство.
Во всех трех пьесах Сухово-Кобылин исследует искусственно состряпанное дело о подлоге, сопровождая развитие действия сгущением сатирических красок и гротескно-мрачных тонов. Финал предыдущей пьесы служит завязкой следующей. Первая пьеса начинается как вполне традиционная и смешная комедия о промотавшемся игроке Кречинском, стремящемся женитьбой поправить свои денежные дела. Но главный герой оказывается далеко не комическим персонажем — это жестокий циник. Сложность образа подчеркивает «тень» Кречинского — его прихлебатель и подручный Расплюев, полностью опрокидывающий привычное понимание «маленького человека». Расплюев стал нарицательным образом мелкого подонка, не имеющего за душой ничего святого. Благородная барышня Лидия Муромская обманута и опозорена не только мошенничеством Кречинского — ее семья попадает в паучьи сети чиновничьего сутяжничества. Водевильная ситуация обманутой столичным хлыщом провинциалки в последнем действии неожиданно окрашивается в драматические тона. Благородный поступок Лидии, принявшей на себя чужую вину, в финале становится завязкой следующей пьесы — драмы «Дело», в которой дело о подлоге затягивается и превращается в «черную дыру», всасывающую в себя все состояние и саму жизнь Муромских. «Колеса, шкивы и шестерни» чиновничьей машины перемалывают свою жертву. Умирает вконец разоренный отец Лидии. Семейные деньги присваиваются самым хитрым и ловким чиновником Варравиным. Финал «Дела» — присвоение денег — становится завязкой следующей пьесы «Смерть Тарелкина».
Авторское жанровое определение горько-иронично. В «комедии-шутке» «Смерть Тарелкина» нет ни одного персонажа, вызывающего хотя бы сочувствие. В ней показана схватка чиновников-хищников между собой. О характерах действующих лиц можно судить хотя бы по тому, что Расплюев, подонок и ничтожество, в пьесе становится блюстителем порядка — квартальным надзирателем.
Трилогия Сухово-Кобылина изобразила современную ему русскую жизнь в трех составляющих: падение дворянства, беззаконие, распад личности, обуреваемой наживой и местью. Сценическая судьба трилогии (за исключением «Свадьбы Кречинского», которая сразу вошла в театральный репертуар) была необычайно трудна. Только в 1917 Вс. Мейерхольд поставил эти пьесы именно как трилогию в Александринском театре.
До конца своих дней Сухово-Кобылин принимал деятельное участие в театральной жизни своих пьес и продолжал заниматься философией. В 1902 он был избран почетным академиком по разряду изящной словесности Российской Академии наук.
Умер Сухово-Кобылин в Болье (близ Ниццы) 11(24) марта 1903.

Чибисов, чиновник
Алексей Багдасаров
Пахомов, дворник
Алексей Багдасаров
Омега, чиновник
Михаил Горский
Качала, полицейский
Михаил Горский
Антиох Елпидифорович Ох, частный пристав
Алексей Дубровский
Капитан Полутатаринов
Сергей Епишев
Максим Кузьмич Варравин
Сергей Епишев
Режиссер-постановщик
Алексей Казанцев
Мавруша, кухарка
Елена Котихина
Людмила Спиридонова Брандахлыстова, прачка
Елена Котихина
Людмила Спиридонова Брандахлыстова, прачка
Елена Новикова
Оригинальная музыка и аудиодизайн
Ричардас Норвила
Попугайчиков, купец
Михаил Парыгин
Парамонов, курьер
Михаил Парыгин
2-й кредитор
Михаил Парыгин
Ибисов, чиновник
Михаил Парыгин
Кандид Касторович Тарелкин
Глеб Подгородинский
Сила Силич Копылов
Глеб Подгородинский
Качала, полицейский
Александр Сапунов
Омега, чиновник
Александр Сапунов
Мавруша, кухарка
Алина Сергеева
4-й кредитор
Артем Смола
4-й чиновник
Артем Смола
Чванкин, помещик
Артем Смола
Художник
Наталия Сомова
автор
Александр Сухово-Кобылин
Шатала, полицейский
Тимофей Трибунцев
Живец, экзекутор
Тимофей Трибунцев
3-й кредитор
Тимофей Трибунцев
3-й чиновник
Тимофей Трибунцев
Унмеглихкейт, доктор
Тимофей Трибунцев
Мавруша, кухарка
Людмила Халилуллина
Петр Константинович Муромский, помещик
Николай Шатохин
Чванкин, помещик
Денис Ясик
Шатала, полицейский
Денис Ясик
Унмеглихкейт, доктор
Денис Ясик
Живец, экзекутор
Денис Ясик
4-й кредитор
Денис Ясик
3-й кредитор
Денис Ясик
4-й чиновник
Денис Ясик
3-й чиновник
Денис Ясик