Мария МироноваМария Владимировна Миронова, артистка театра, кино и эстрады, народная артистка СССР, родилась 7 января 1911 года в Москве в Тетеринском переулке. В 1927 году окончила Театральный техникум имени А. В. Луначарского. Первый сезон служила в Московском театре оперетты. В 1928—32 играла во МХАТЕ Втором, в 1932 перешла в труппу Московского государственного театра мюзик-холл, где сразу же заняла ведущее положение. Исполняла центральные роли в спектаклях «Артисты варьете», «Под куполом цирка», «Как 14-я дивизия в рай шла», «Святыня брака» и др. Параллельно с 1928 года выступала на эстраде с чтением рассказов А. П. Чехова, а позже — с монологами собственного сочинения «Телефонные разговоры», которые актриса вела от имени «некой Капы», страдающей празднословием. (Позже эти монологи для нее сочиняли профессиональные авторы.) После закрытия Мюзик-холла недолго работала в Центральном театре транспорта, а с 1938 года по приглашению руководства только что организованного в Москве Театра эстрады и миниатюр вступает в новый коллектив, с которым будет сотрудничать почти десять лет, вплоть до его ликвидации в 1947 году. За эти годы Миронова переиграла множество великолепных ролей, она была занята во всех спектаклях театра. В 1939 году познакомилась с известным ленинградским артистом эстрады Александром Менакером, а в 1940 стала его женой. В 1941 году у них родился сын Андрей, который спустя 20 с лишним лет окончит Щукинское театральное училище и станет любимцем страны.
Пять лет Миронова и Менакер работают в сборных концертах на эстраде, много гастролируют по стране, но постепенно приходят к выводу, что им нужно каким-то образом добиться автономии. С этой целью они начинают готовить свой первый спектакль, который и положит начало созданию Театра двух актеров. Случится это в 1952. За три десятилетия театр сыграет 9 премьер, с которыми объездит самые крупные города. Специально для Театра двух актеров писали М. Зощенко, Б. Ласкин, В. Поляков, В. Дыховичный и М. Слобовской, В. Масс и М. Червинский, Л. Шейнин, Л. Зорин, Н. Ильина, Г. Горин, А. Арканов, М. Ножкин. В качестве режиссеров сюда приглашались Б. Петкер, Д. Тункель, А. Шатрин, Б. Львов-Анохин, художники В. Ефимов, Л. Збарский, Б. Мессерер, композиторы Н. Богословский, Д. Ашкенази, Я. Френкель. Наиболее известные спектакли Театра двух актеров — «Дела семейные», «Кляксы», «Волки в городе», «Семь жен Синей Бороды», «Мужчина и женщины», «Номер в отеле» и др.
Начиная с 1932 года Миронова снималась в кино («Волга-Волга», «Мы с вами где-то встречались» и др.)
После смерти Менакера в 1982 году Миронова какое-то время отказывается выходить на эстраду. Но в конце 80-х годов по приглашению О. Табакова вступает в труппу его молодежного театра, где играет в двух спектаклях — «Учитель русского» и «Норд-ост». А в начале 90-х годов переходит в Театр «Школа современной пьесы», где вместе с Михаилом Глузским сыграет свой последний спектакль — пьесу Семена Злотникова «Уходил старик от старухи».
Будучи человеком необычайно сильным, потеряв мужа и сына, Миронова нашла в себе силы, чтобы не просто снова выйти на сцену, но и занялась общественной деятельностью в качестве председателя Совета Центрального Дома актера имени А. А. Яблочкиной.
Понимая, что рано или поздно все люди уходят из жизни, Мария Владимировна передает свою уникальную коллекцию русского фарфора переходного периода в Музей декоративно-прикладного искусства, а собственную квартиру и все, что в ней находится, завещает центральному театральному музею имени А. А. Бахрушина с целью организации в ней мемориальной квартиры семьи трех актеров. После смерти Марии Владимировны в 1997 году ее последняя воля была исполнена.
Поступок Марии Владимировны еще раз свидетельствует: все остается людям… |
Женщины
Мария Миронова |